31 марта 2016 в Театре поэзии состоялась встреча «Как молоды мы были...», посвященная молодежному театральному движению республики 70-х – 80-х гг. и памяти режиссера Гусейна Бартыханова. В вечере приняли участие бывшие актеры молодежных театров, друзья, коллеги и родные режиссера МЭТа – «Молодежного экспериментального театра-студии». Именно так назывался театр, которым руководил Гусейн Бартыханов, научный сотрудник филиала Академии наук, выпускник Высших режиссерских курсов ГИТИСа, который сумел сплотить вокруг себя несколько десятков молодых людей, увлечь их театром, зажечь своими идеями. Один из актеров Молодежного театра, тогда – студент второго курса физического факультета, ныне руководитель рекламного агентства Георгий Гарунов рассказывает: «Гусейн все бросил ради театра, у него было много проблем из-за нас, но он бредил этой идеей, и театр создал именно из-за того, что о очень сильно этого хотел. Может быть, если бы не его настойчивость, у нас бы ничего не получилось. У Гусейна была такая манера – он сразу приглашал человека что-нибудь играть. В театре мы познакомились с Мурзабеком Тамадаевым, музыкой занимался Сахават Сахаватов. Эти люди создали то место, куда мы могли приходить. Можно было на занятия, в кино, на танцы не ходить, но в театр нужно было ходить – это было очень интересно. Нас выгнали из зала педуниверситета, с турбазы морского порта, из ДГУ – почти никто не выдерживал наших долгих репетиций. Уже висели афиши, а мы репетировали на улице». Первой масштабной работой экспериментального театра стал спектакль «Если ты влюблен – скитайся по горам» по повести «Ожерелье для моей Серминаз» Ахмедхана Абу-Бакара, поставленный в 1977 году. Тогда в роли Багадура выступил студент художественно-графического факультета, а ныне известный художник, скульптор Ислам Шовкринский: «Меня пригласила в театр однокурсница. Когда я пришел в первый раз в зал, шла репетиция – первая сцена, где Багадур делает колесо и обращается в зал словами “Салам алейкум, дорогие друзья”, и у этого парня что-то не клеилось. Однокурсница подвела меня к Гусейну, представила, и он предложил мне вот так, без подготовки сделать колесо и поздороваться с залом. Я говорю: “А что тут такого?”. Сделал два колеса, произнес эту фразу, а Гусейн сказал: “Всё, мы нашли главного героя!”. Так мы сыграли примерно 20 спектаклей в разных залах города». Самым успешным спектаклем Гусейна Бартыханова и его подопечных по праву называют «Вестсайдскую историю», поставленную задолго до того, как махачкалинские зрители смогли увидеть одноименный фильм. О сложностях «Вестсайда» рассказал исполнитель роли Бернардо, известный педагог и публицист Давуд Зулумханов: «В 1977-78 году на сцене в Русском театре джинсы, дискотека, танцы, драки – это что-то немыслимое. Всех удивляло, как это вообще случилось, а случилось совершенно невероятное. Нам играть особо не приходилось, играли мы сами себя, потому что ничего другого играть и не умели. Первый спектакль – я не помню, что там происходило, только на третий спектакль начинаешь понимать, с кем разговариваешь, что в зале происходит. А в зале тоже уже третий раз сидят, и один другому говорит: “Вот сейчас будет, сейчас будет!”. И эти слова, эта дышащая живая масса, если ты попал под влияние этого, то это на всю жизнь». «Героическое, эпическое и сатирическое изображение эпохи» – это «Мистерия-Буфф» Владимира Маяковского, поставленная в театре. Сложный поэтический спектакль требовал присутствия на сцене огромного количества персонажей, поэтому было решено отдать роли и «чертей», и «святых» одним и тем же актерам. Об этой постановке рассказал исполнитель роли Немца, ныне известный актер и режиссер Карен Мктрчан: «Я окунулся в фантастическую атмосферу. Эти хулиганские репетиции, где не было дисциплины, а все проходило как на студенческих тусовках! Гусейн позволял нам баловаться, и в этом баловстве рождалось очень многое. Спектакль. Маяковский. Зацепить этим столько молодых людей – это надо было быть Гусейном Бартыхановым, чтобы внушить нам, что ты должны это играть – эти строки, ритм! Пьеса сложная – ее в Москве один-два раза поставили, а тут мы замахнулись!.. И неожиданно был успех у этого спектакля». Многие собравшиеся вспоминали об огромном значении музыки в постановках МЭТа, вокально-инструментальный ансамбль не покидал сцены и являлся действующим лицом спектаклей. Поэтому настоящим сюрпризом для всех стало видеоприветствие Гаджи Варисова, отправленное из Санкт-Петербурга. Именно он был композитором, писавшим музыку к спектаклям театра: «Спектакли, которые мы играли, были живыми, они не были вымученными. Возможно, в этом одна из причин успеха, который мы, к счастью, имели. Страсть, доверие, открытость – все это давало ощущение свободы. Свободы, которая служила основой для проявления наших творческих порывов, нашего желания самореализоваться. Такую атмосферу не создать искусственно, это может только исходить изнутри, из того человека, который всё это организовал». В 1982 году в советском журнале «Театр» была опубликована статья театроведа Гулизар Султановой, где была дана высокая оценка работе Гусейна Батырханова и молодых актеров. Спустя почти 35 лет Гулизар Ахмедовна вновь взяла слово: «Эти ребята и меня смогли зажечь тем пламенем, которым они горели. Театр был на одном дыхании со зрительным залом, и там было такое количество молодежи! Они на лету хватали каждое слово, которое шло со сцены. Настрой был единый, было общее желание собираться и разговаривать, диалог был с залом». Молодежный экспериментальный театр дал мощный толчок театральной жизни города. Вслед за ним появились другие замечательные театры, объединявшие махачкалинскую молодежь. О театре «Гистрион» Намрута Басриева рассказала журналистка Светлана Анохина, сыгравшая в 1985 году в спектакле «Тиль Уленшпигель», психолог Мадина Расулова поведала историю «Телетеатра-студии», создававшийся Александром Гентелевым, Владимиром Тагировым, Александром Мелентьевым, режиссер Изумруд Алиева вспоминала московские гастроли театра-студии «Колесо» Биймурзы Мантаева, ставшим последним в ряду молодежных театров Махачкалы. В исполнении Абдурагима Абдурагимова (саксофон) и Марата Ибрагимова (клавиши) прозвучал музыкальный отрывок из спектакля «Я твой палач» по пьесе Жана-Поля Сартра театра-студии «Колесо», а Алексей Тимохин завершил вечер песней «Театр»: «Театр это боль, это слезы и смех, Это мгновение и это на век - Он бесконечен...» Теплая атмосфера встречи позволила вспомнить множество имен тех, кто играл в спектаклях, писал музыку, создавал декорации, помогал словом и делом. Молодежные театры стали важной вехой в истории города, объединили людей разных профессий, не думавших о коммерческом успехе, но желавших создать что-то действительно интересное. Хочется верить, что и в наше время есть люди, способные своими творческими идеями зажечь сердца молодежи, готовые потратить часть своей жизни на то, чтобы она стала интересней у всех. Текст – Екатерина Дидковская Фото – Гаджикурбан Расулов